Мероприятия направлены на профилактику чрезвычайных происшествий среди спецконтингента.
Необходимость дифференцированного подхода в работе с различными категориями осужденных: с ограниченным интеллектом, с низким образовательным и культурным уровнем, с психическими расстройствами, сексуальными аддикциями, а также имеющие невысокий социометрический статус в среде осужденных мотивирует психолога к поиску новых методов воздействия.
Одним из таких методов является наративная практика, которая отличается от классических способов психологической помощи. Авторами методики считаются психологи новозеландец Девид Эпстон и австралиец Майкл Уайт, использовавшие идеи Льва Выготского. В переводе с английского слово «narrative» означает «повествование».
Поняв, что жизненная ситуация причиняет осужденному беспокойство или неудобство, психолог учреждения предлагает описать свою проблему в виде текста или письма. При следующей встрече, слушая историю написанную осужденным, психолог старается найти в ней какие-то положительные моменты, не вписывающиеся в повествование. На последнем этапе работы рассказ осужденного изменяется до неузнаваемости, приобретая позитивное направление и утрачивая изначально болезненный характер.
– Используемый метод находит применение в работе с кризисными состояниями осужденных. Как показывает практика, наративный подход эффективен: позволяет как бы «отделить» человека от его проблемы, выработать альтернативный взгляд на психотравмирующие события, формирует доверие к окружающим людям, тем самым снижая риск деструктивного поведения, – отмечает психолог психологической лаборатории учреждения Светлана Стародубцева.
Пресс-служба ГУФСИН России по Челябинской области